Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Групповые помещения
Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», «мастерские» и пр.), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Разделение пространства в помещении группы на центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами.
Центр строительства Обычно это самый популярный у детей, особенно у мальчиков, центр. Важно хорошо зонировать (выделить) этот центр, чтобы проходящие мимо не разрушали постройки.
Центр для сюжетно-ролевых игр Эти центры можно поставить рядом или объединить. Если в этом центре есть мягкая детская (кукольная) мебель, то центр может послужить и местом отдыха.
Уголок для театрализованных (драматических) игр
Центр (уголок) музыки
Центр изобразительного искусства Лучше располагать недалеко от раковины.
Центр мелкой моторики При нехватке пространства эти центры можно разместить в спальной комнате, кроме того, их можно объединить или совместить.
Центр конструирования из деталей (среднего и мелкого размера)
Уголок настольных игр Эти центры лучше расположить рядом, и при нехватке места их можно объединить или совместить.
Центр математики
Центр науки и естествознания
Центр грамотности и письма Эти центры часто размещают в спальной комнате, и при нехватке места их можно объединить или совместить.
Литературный центр (книжный уголок)
Место для отдыха Уголок уединения Можно организовать в любом тихом уголке на 1–2 человек. Центр песка и воды Лучше располагать рядом с умывальной комнатой. Этот центр не постоянный, его ставят и убирают, в зависимости от задач программы.
Площадка для активного отдыха (спортивный уголок)
Место для группового сбора
Место для проведения групповых занятий
Место для приема пищи (детское «кафе»)
Обычно в детском саду нет достаточного пространства для полноценной организации этих трех центров, поэтому эти центры объединяют в один многоцелевой полифункциональный центр. В этом случае особо важна трансформируемость среды. Наличие легких штабелируемых столов и стульев позволяет с участием детей быстро преобразовывать пространство и освобождать место для группового сбора, либо переставлять мебель для целей занятий, либо для приема пищи и т.д.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В музыкальном зале проводятся музыкальные занятия, детские праздники, литературно-музыкальные утренники, вечера досуга и развлечений. Зал оборудован зеркалами, занавес в глубине сцены позволяет образно разделить зал на сцену и закулисье, что очень удобно в проведении праздников и досугов. В музыкальном зале имеется музыкальный центр, а также полный набор атрибутов для детей, которые используются в танцах, упражнениях, играх. Богатый выбор музыкальных фонограмм позволяет разнообразить занятия, расширяет музыкальный кругозор дошкольников. Общая эстетика зала, наличие ярких и интересных атрибутов и игрушек создают благоприятную атмосферу и радостный настрой детей, помогают привить чувство прекрасного и любви к музыке.
Оборудование музыкального зала:
• Электрофортепиано;
• Колонка;
• Теливизор;
• Картотека музыкальных записей;
• Костюмерная
Кабинет учителя — логопеда
В нашем детском саду работают учитель — логопед. В коррекционных группах учитель- логопед исследует познавательную деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь детей. Специалисты группы комплектуют группу на подгруппы для занятий с учетом психофизического состояния детей и степени имеющихся отклонений и дефектов развития речи. Проводят индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми по исправлению речевых нарушений и отклонений в развитии.
Оснащение кабинетов:
• Центр индивидуальной работы:
Рабочее место оснащено зеркалом с дополнительной подсветкой, перед ним стол для индивидуальной работы. В контейнере хранится инструментарий для постановки звуков: логопедические зонды, шпателя, вата, стерильные салфетки, спирт. На дополнительной полке игры и дидактическая литература для автоматизации поставленных звуков. Для проведения логопедического массажа имеются массажные логопедические зонды. Зеркало для индивидуальной работы.
• Учебный центр:
-детские столы для занятий: установлены вблизи светонесущей стены с левосторонним освещением;
-песочные часы;
-магнитофон;
-флешка, диски;
-настольные игры, игрушки, конструкторы;
• Центр хранения наглядно-дидактических пособий и документации:
Находится в шкафу. Весь материал систематизирован по разделам: речевые игры, конспекты занятий (по разделам речи, фонетические занятия, грамматический строй речи, развитие связной речи). Наглядно-методический материал хранится в отдельной папке. Дидактические игры и пособия хранятся в папках коробках.
-материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов, цифровой и буквенный гнозис): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; дидактические игры; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями
-материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): звуки природы; музыкальные инструменты; игровые пособия «Звуковое лото», «Назови и подбери» и др.
-материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализации, тактильного исследования, восприятия и памяти,
кинестетический гнозис и стереогноз): различные виды массажных инструментов; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; резиновые мячи с шипами; тактильные коврики; контейнеры с природными материалами; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке; пособие «Почтовый ящик»;
-материалы для развития мелкой моторики: наборы для неопосредствованного и опосредованного манипулирования с предметами; наборы для двуручного манипулирования; наборы мелких предметов, природный материал; трафареты, обводки; массажные мячи, счетные палочки; пособия для развития графомоторных функций (штриховки, пособия с графическими диктантами и др), дидактические игры «Магнитный лабиринт», «Мозаика для развития пальцев» и др.;
-материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физических упражнений; мячи, дидактические игры , игры на полу «Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.;
-материалы для развития памяти и внимания: учебные пособия; дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.
-материалы для развития пространственно-временной ориентировки: учебные пособия; демонстрационный материал «Элементарные пространственные представления. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал»
-материалы для развития мышления: учебные пособия; развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», развивающие игры Никитина «Сложи узор»; упражнения «Девятая клеточка», «Установление закономерностей», «Логические задачи», «Аналогии», «Классификация», «Четвертый лишний» и др.; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы LEGO
-материалы для развития речи и представлений об окружающем: учебные пособия; предметные и сюжетные картинки; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела.
• Сенсомоторный центр.
Находится на доступном для детей месте. Содержит материал для самостоятельных игр для развития:
-мелкой моторики руки: пазлы, массажные мячики, шнуровка, трафареты и др.;
-дыхания: вертушки, мыльные пузыри, ватные шарики, воздушные шарики и др.;
-лексико-грамматического строя речи: дидактические игры, настольно-печатные игры и др.;
-тактильного ощущения и осязания: «набивные подушечки» – различной формы и размера (внутри насыпан песок, рис, горох, камушки); «чудесный мешочек» с мелкими предметами и др.;
• Центр консультаций:
Предназначен для встреч с родителями, педагогами.
• Рабочее место учителя-логопеда.
Оборудовано столом, стулом. Имеется ТСО: персональный компьютер; с фонотекой файлов звуков окружающей среды: пением птиц, шум моря.
Кабинет педагога -психолога
В кабинете педагога-психолога проводятся: психолого-педагогическая диагностика, индивидуальные консультации для родителей, психологическое просвещение педагогического коллектива, индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в игровой форме.
• Зона первичного приема и беседы с родителем, воспитателем:
-рабочий стол;
-картотека с данными о детях, родителях, воспитателях;
-шкафы с диагностическим, методическим материалом;
• Зона консультативной работы (предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к психологу,
спокойно обсудить волнующие его проблемы):
-мягкий диван;
-журнальный столик;
• Зона диагностической работы (предназначена для проведения диагностической работы):
-детская мебель.
• Зона коррекционно-развивающей работы:
-детский стол-трансформер, стулья;
-мольберт;
-мягкие подушки;
-мягкие игрушки;
-куклы-марионетки;
-куклы;
-настольно-печатные игры;
-дидактические игры;
• Зона игровой терапии:
-мягкий ковер;
-предметы для творчества: поделочные материалы карандаши, краски, альбомы, фломастеры и др;
-детская литература;
-игрушки;
-настольный театр.
• Рабочая зона педагога-психолога (обработка данных, хранение материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и др.)
-рабочий стол;
-оргтехника;
-музыкальный центр.
Наличие оборудованных библиотек
Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено. Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, в котором собрана литература, необходимая для работы с детьми, родителями и педагогами:
• методическая литература по всем направлениям в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
— Физическое развитие
— Социально-коммуникативное развитие
— Познавательное развитие
— Речевое развитие
— Художественно-эстетическое развитие
• детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.).;
• периодическая печать по вопросам дошкольного образования (журналы «Дошкольное образование», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в детском
саду», и т.д.
Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется.
В групповых помещениях детского сада организован литературный центр (книжный уголок), в котором размещены книги для дошкольников в соответствии с возрастными особенностями, книги по интересам, книги и портреты разных писателей и поэтов.
Наличие оборудованных объектов спорта
• Атрибуты:
-ортопедические дорожки – коррекция функциональной недостаточности стоп
— массажные коврики, мячи, валики – массаж верхних и нижних конечностей с целью воздействия на рефлексогенные зоны, где находится множество биологически активных точек.
-мячи (резиновые, сенсорные);
-мешочки с песком;
-мягкий модуль:
-обручи;
-кегли;
-дуги;
-гимнастические скамейки;
-маты.
• Шведская стенка и лестница с наклонной плоскостью – совершенствование координации движения, улучшение осанки, лечение плоскостопия, улучшение работы вестибулярного аппарата.
• Сухой бассейн – поднятие эмоционального тонуса, расслабление, отработка навыков плавания.
Во всех возрастных группах имеются физкультурные уголки, которые также оборудованы стандартным и нестандартным физкультурным оборудованием.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Информация о средствах обучения
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы.ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
-
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
-
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
-
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
-
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
-
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
-
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый, кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям, центры здоровья и физкультуры, в которых имеется различное оборудование:
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, яма для прыжков, баскетбольное кольцо, ворота для игры в футбол.
-
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами для активной физической деятельности воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется только в административных целях.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся | нет доступна |
– собственные электронные образовательные и информационные ресурсы (при наличии) | не имеет |
–сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы (при наличии) | не имеет |
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей